Тема 2. Первобытное искусство как способ отражения мира  

Тема 2. Первобытное искусство как способ отражения мира

Хронологические рамки. Общая характеристика и особенности культуры первобытного общества. Анимизм, тотемизм, фетишизм как феномены верований первобытного человека. Синкретизм первобытной культуры. Магия как основной способ общения с миром. Искусство как часть первобытной синкретической деятельности. Функции первобытного искусства.

Палеолит (до 12 тыс. до н.э.). Зарождение искусства. Местонахождение первых образцов искусства в Европе. Монументальное и мобильное искусство. Росписи пещер Ляско, Альтамира, Нио. Специфика тематики: преобладание зооморфных изображений. Появление антропоморфной скульптуры. Палеолитические Венеры.

Мезолит (12-8 тыс. лет до н.э.). Появление многофигурных сцен, главенство образа человека. Схематизм изображения. Акцент на передаче движения. Появление росписей на открытых скалах. Петроглифы.

Неолит (7-3тыс. до н.э.). "Неолитическая революция". Расцвет орнамента. Появление гончарного круга и керамических изделий. Зарождение письменности в эпоху неолита. Формирование локальных особенностей культуры и искусства.

Эпоха бронзы (3 – 2 тыс. до н.э.). Появление мегалитических сооружений: менгир, дольмен, кромлех. Стоунхендж как выдающийся памятник мегалитической архитектуры. Появление и развитие монументальной скульптуры.

Эпоха железа (1 тыс. до н.э.). Последний этап в развитии первобытных отношений. Гольштатская и скифская культуры.

Значение первобытной культуры для развития культуры последующих периодов.

Тема 3. Искусство Двуречья

Хронологические рамки существования цивилизации Двуречья. «Открытость» цивилизации Междуречья. Разнообразие культурных традиций в едином сплаве культуры. Религиозные представления жителей Древнего Двуречья: политеизм и антропоморфизм богов; астрологизация богов. Клинопись: особенности письма и материала. Место искусства в системе культуры древневосточных цивилизаций. Каноничность и символизм искусства.

Особенности шумерской культуры. Центры: Эреду, Ниппур, Урук и др. Развитие монументальной архитектуры: культовые и общественные здания. Дворцы-крепости (Киш, Эреду, Мари). Сложение типа ступенчатого храма – «зиккурата». Зиккурат храмового комплекса в Уре (конец 3 тыс. до н.э.). Специфика строительного материала. Характерные черты изобразительного искусства. Стилистические особенности скульптур адорантов. Посвятительные рельефы, их тематические и стилистические особенности. «Стелла коршунов» царя Эанатума из Лагаша (XXV в. до н.э.), стела царя Нарам-Суэна (XXIII в. до н.э.). Скульптурные образы Гудеа из Лагаша (XXII в. до н.э.).

Специфика культуры Ассирии (XIII – VII вв. до н.э.). Преобладание светских построек над религиозными. Особенности планировки дворцов на примере дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Основные сюжеты архитектурного декора: военные походы, торжественные пиры, сцены пыток и казней (рельефы из дворца Синахериба в Ниневии, рельефы из дворца Ашшурбанипала в Ниневии); сцены охоты и изображения зверей ("Раненная львица"). Фантастические животные Шеду.

Специфика культуры Вавилона (XX – VI вв. до н.э.). Особенности старовавилонской культуры (XX – XVII вв. до н.э.). Стела царя Хаммурапи как первый законодательный "документ". Нововавилонская культура (VII – VI вв. до н.э.). Грандиозное монументальное городское, оборонительное и храмовое строительство при Навухудоносоре II (605-562 гг. до н.э.). Вавилон – целостный архитектурный ансамбль. Выдающиеся сооружения: ворота богини Иштар, зиккурат Этеменанки, Висячие сады. Новизна архитектурного декора: изразцы с изображением орнамента и фантастических животных (ворота богини Иштар).

Значение искусства Месопотамии для развития культуры последующих эпох.


1530071244920514.html
1530130752045339.html
    PR.RU™